Среда, 08.05.2024, 02:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный сайт

Категории раздела
На свободную тему [1]
На свободную тему
Абрамов Ф.Б. [3]
Абрамов Ф.Б.
Адамович А.М. [1]
Адамович А.М.
Астафьев В.П. [8]
Астафьев В.П.
Булгаков М.А. [17]
Булгаков М.А.
Бунин И.А. [10]
Бунин И.А.
Гоголь Н.В. [45]
Гоголь Н.В.
Гончаров И.А. [9]
Гончаров И.А.
Горький М. [23]
Горький М.
Грибоедов А.С. [5]
Грибоедов А.С.
Державин Г.Р. [3]
Державин Г.Р.
Достоевский Ф.М. [6]
Достоевский Ф.М.
Есенин С.А. [11]
Есенин С.А.
Зощенко М.М. [4]
Зощенко М.М.
Карамзин Н.М. [7]
Карамзин Н.М.
Короленко В.Г. [3]
Короленко В.Г.
Куприн А.И. [8]
Куприн А.И.
Лермонтов М.Ю. [20]
Лермонтов М.Ю.
Ломоносов М. [7]
Ломоносов М.
Маяковский В.В. [3]
Маяковский В.В.
Набоков В. [6]
Набоков В.
Некрасов Н.А. [3]
Некрасов Н.А.
Пастернак Б.Л. [7]
Пастернак Б.Л.
Пришвин М.М. [0]
Пришвин М.М.
Пушкин А.С. [45]
Пушкин А.С.
Салтыков-Щедрин М.Е [0]
Салтыков-Щедрин М.Е
Солженицин А.И. [5]
Солженицин А.И.
Толстой Л.Н. [2]
Толстой Л.Н.
Тургенев И.С. [10]
Тургенев И.С.
Фонвизин Д.И. [0]
Фонвизин Д.И.
Чехов А.П. [0]
Чехов А.П.
Шолохов М.А. [2]
Шолохов М.А.
Шукшин В.М. [0]
Шукшин В.М.
Мини-чат
200
Наш опрос
Кто к нам зашел ?
Всего ответов: 688
Попробуй это

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения » Булгаков М.А. [ Добавить статью ]

Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (Анализ 1 главы первой части)
Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (Анализ 1 главы первой части)."

«Белая гвардия» – первый роман Булгакова. В нем много автобиографиче-ского, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее филосо-фии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно поэтому «Белая гвардия» так близка Булгакову, ее он любил более других своих вещей.
Эпиграф к роману, взятый из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, - «По-шел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, ба-рин, - закричал ямщик, - беда – буран!» - имеет особенное значение. Он вынужда-ет вспомнить о кровавой пугачевщине, только в центре этого бурана уже новые Пугачевы, с университетским образованием и марксистской догмой принудитель-ного счастья. Этим же эпиграфом писатель указал и на свою связь с классической традицией, и прежде всего с историзмом Пушкина. Пушкинские принципы исто-ризма проявились в романе прежде всего в точной характеристике политических сил, борьба между которыми развертывается на страницах романа. Первая из них вынесена в заглавии романа, и оно приобретает обобщающее значение. «Белая гвардия» - это не только «господа офицеры», а весь рушившийся мир, все принад-лежавшие к нему люди, бежавшие в Город от большевиков, другой силы, неведо-мой и пугающей.
Начало романа очень символично. Точно указана дата – 1918 год, который был «велик и страшен». Именно в этом году «особенно высоко в небе стояли две звезды: пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это противо-поставление образа мирного труда (отсюда эпитет «пастушеская»), символом ко-торого служит Венера, и другого образа – планеты, носящей имя бога войны.
Пламя великих событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную действительность, ее деяте-лей. Милая, тихая, интеллигентная семья Турбинных вдруг становится причаст-ная к этим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Их мама не дожила до этих дней, она умерла в мае. Алексей, Елена и Николка еще не знали тогда, что это к лучшему.
Жизнь героев неразрывно связана с их домом, с той обстановкой, в которой они воспитывались. Изразцовая печка, бронзовые часы, играющие гавот, и дру-гие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых изображен царь Алек-сей Михайлович с соколом на руке, лампа под абажуром, «лучшие на свете шка-фы с книгами… с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой…». Обитатели квар-тиры знают: «на севере воет и воет вьюга» и ждут, что «вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начи-нается, а кругом становится все страшнее и страшнее». Из-за этого усиливается страх перед грядущим, которое представляется катастрофой: «Упадут стены, уле-тит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Далеко не вся русская интеллигенция поняла и приняла ве-ликие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли не по-следнюю роль в неприятии этих свершений. Тревога за участь Капитанской Доч-ки была тревогой за Пушкина, за его наследие и традиции, ставшие близкими Булгакову с детских лет.
Далее следует вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Этот эпи-граф взят из Откровения Иоанна Богослова – книги, известной под названием Апокалипсис. «Апокалипсическая» тема приобретает значение стержневой. Когда Алексей Турбин, ища утешения после смерти матери, приходит к священнику, со-вершавшему обряд ее погребения, отец Александр читает: «Третий ангел вылил чашу свои в реки и источники вод; и сделалась кровь». Тема «потрясающей кни-ги», как называет Булгаков Апокалипсис, продолжает развиваться и далее, пере-кликаясь с основной сюжетной линией романа.
В первой главе романа отчетливо развивается тема «заблудившихся в бура-не революции людей», для которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять его. Они должны бу-дут сделать свой выбор, найти свое место в новой России.
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: school3 (10.11.2007)
Просмотров: 1189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024