Проблемы в школе и их преодоление Начало Самостоятельность До школы ребенок постоянно находился под вашим присмотром. Теперь ему придется делать все самостоятельно: возвращаться из школы, обедать, готовить уроки. При этом малыш не должен чувствовать себя заброшенным. Советы - на первых порах постарайтесь облегчить своему малышу жизнь (например, организуйте питание – подготовьте хлеб, наложите второе, налейте компот и т.д., сделайте то, что постепенно ребёнок начнёт делать сам); - договоритесь с родственниками или соседями, чтобы они присмотрели за ребёнком; - объясните ребёнку куда он должен обратиться или что он должен делать в случае экстремальных ситуаций (оставьте ребенку необходимые номера телефонов и средства первой помощи); - составьте примерный распорядок дня; - приготовьте приятные сюрпризы (красивую ручку на письменном столе, новую игрушку в кармане прогулочных брюк, шоколадку и т.д.; возможно сделать их наградой и стимулом). Школьная тревожность Такое поведение отмечается в первую очередь у первоклассников. Школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. Школьная тревожность сравнительно «мягкая» форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму. Проявления тревожности Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин «школьный невроз» используют, когда у школьника отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают. Причины тревожности Определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Особенности и черты тревожных детей (А.Прихожан) - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. - Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. Избавление от тревожности Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д. Важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы.
Источник: http://www.obrazovalka.com/info2.php |